Курьёзы в работе и быту

Одна знакомая попросила меня принять свою подругу.Врачи ей поставили диагноз,рак легких,назначили операцию.Я не лечу,но отказаться было не удобно.Пришла она ко мне с бутылочкой воды,одышка,кашель попьет вроде легче на несколько минут.Проташила я ее очень жестко,через кровь.Попросила,посмотреть,если после двух встреч после меня,будет видеть аварии со смертельным исходом,похороны,то я дам гарантию,что полностью вылечу.В принципе все получилось действительно банально,трое похорон за неделю в доме,в котором она живет,одна ,сейчас не помню авария.Курьез был в другом,через три месяца,она пришла ко мне с претензиями.Почему у нее полностью застопорилась торговля?На мой ответ,что покойникам деньги не нужны,а для внешней среды она должна была умереть.Востановление произойдет,но позже.Сказала,что такого нахальства от...
Подробнее...
Форум Магия
Добро пожаловать, Гость
Вход или Регистрация    Забыли пароль?
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод (1 чел.) (1) Гость
Вниз
Сообщения темы: RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод
#52113
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод10 г., 8 мес. назад  
Новая Татарская слобода

3 мая 1749 года в Казани произошел очередной опустошительный пожар. На этот раз он начался в Старой Татарской слободе и за несколько часов почти полностью уничтожил ее (погода стояла сухая и ветреная). Пострадали и многие дома в верхней части города, и православные храмы. Лука Конашевич воспользовался этим, чтобы начать очередное наступление против «неверных».

Пожар 1749 года

Татар обвинили в поджоге (хотя, по мнению мусульман, пожар был делом рук самих религиозных фанатиков). Лука Конашевич громогласно объявил пожар «божьим предзнаменованием» для перехода к полному уничтожению Татарской слободы. По его мнению, после пожара, слобода «свободна», и не надо разрешать татарам восстанавливать сгоревшие дома. Он обратился с прошением в Сенат, требуя, «чтобы оных татар, яко христоненавистных, ...удалить и на том месте, где оные прежде жили, строиться им не допускать».

Жителей Татарской слободы решено было переселить еще дальше от городской черты, в район малярийных болот и свалок. Прежде здесь было татарское селение Плетени, а позднее возникла русская деревня Поповка. Русских из Поповки (всего 10 дворов) переместили в другие места, а их земли отдали татарам. Решение Сената о переселении Старой Татарской слободы было принято 22 августа 1761 года. Переселению подлежали более 130 дворов и 1780 мусульман (речь, очевидно, идет о взрослых мужчинах).

Миссионеры предприняли отчаянные усилия, чтобы заставить татар покинуть Старую Татарскую слободу. В одной из многочисленных жалоб на высочайшее имя жители Татарской слободы писали, что фанатики во главе с Конашевичем творят бесчинства на их землях, у многих «поломали избы и дворы до основания», к другим дворам загородили проходы, а на месте сломанных дворов построили новокрещенскую школу и контору.

И все-таки Старая Татарская слобода не прекратила своего существования. Хотя часть семей удалось насильственно переселить, многие остались на старом месте и продолжали бороться за свои права. А вскоре старая часть составляла уже единое целое с Новой Татарской слободой.

Ренат БИКБУЛАТОВ, Рафаэль МУСТАФИН
http://arhiv.vlastdengi.ru/ya-pomnyu/
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:30 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52114
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод10 г., 8 мес. назад  
Во времена Казанского ханства здесь проходила дорога, которая вела от Арского поля вниз по нынешней улице Толстого к Казанке, а затем вдоль левого берега реки в сторону современных Дербышек.

Во второй половине XVI века дорога получила название Подлужной, так как шла рядом с заливными казанскими лугами (приставка "под" тогда означала "около", "смежно" ). Это было низменное болотистое место с вечно непросыхающими лужами. Не случайно в "Писцовых книгах" при описании здешних мест то и дело встречаются выражения типа: "Да дома стоят против лужи..."

Интенсивное заселение этих мест началось в начале XVIII века, а уже к его концу здесь возникла Подлужная слобода с единственной извилистой улицей, повторявшей очертания прежней Подлужной дороги.

Слобода, расположенная в крайне нездоровом месте, к тому же постоянно затапливаемом во время больших разливов, заселялась в основном голытьбой и неимущими. В низких подслеповатых халупах при страшной скученности жили те, кто не мог рассчитывать на более приличное жилье. Здесь до конца XIX века не было ни водопровода, ни канализации, ни своей пожарной части. Жители пользовались либо водой из реки Казанка (крайне жесткой и потому непригодной для питья), либо водой из дворовых колодцев. Но из-за отсутствия канализации (даже нечистоты не вывозились) эта вода также была очень грязной. Отсюда и частые эпидемии...

Лишь в 90-х годах XIX века сюда провели ветку водопровода из деревни Пановка, которая находилась в 18 верстах от города, построили общественную баню.

Знаменитые люди

Жители Казани часто спускались на Подлужную, так как здесь, вдоль берега Казанки, стояли многочисленные мостки. Здесь полоскали белье, летом купались и купали коней. По шаткому деревянному мостику переходили на другую сторону Казанки, где пасли коз, собирали дикий лук и всякие травы, заготавливали сено. Две лучшие купальни города также находились именно здесь.

С этими местами связаны имена двух знаменитых людей. Будущий великий писатель Максим Горький, а тогда еще 19-летний юноша Алексей Пешков, почувствовав невыносимую "зубную боль в сердце", пытался покончить с собой на улице Подлужной. Как сообщает газета "Волжский вестник" (номер 325 от 14 декабря 1887 года), юноша лишь прострелил себе грудь и по счастливой случайности остался жив. На девятый день его уже выписали из земской больницы. Жил он в то время неподалеку, на углу улиц Бассейная и Пушкина (дом этот к настоящему времени не сохранился).

Не менее дорого казанцам и имя Льва Толстого, который жил на улице, названной его именем. Дом, в котором он жил, сохранился до сих пор почти в неприкосновенности. В память о великом писателе установлен бюст в скверике, названном его именем.

Здесь отливали памятники Ленину и Шаляпину

Старейшим учреждением этого района является Волжско-Камский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт водного лесотранспорта (ул.Толстого, 41). Предприятие функционирует с 1928 года. Здесь первыми не только в Казани, но и в Поволжье освоили художественное литье. Мало кто знает, что в одном из цехов этого института отлита уменьшенная копия бронзовой фигуры основателя Москвы князя Юрия Долгорукова, отливали памятники Ленину (по заказу зарубежных фирм) и для Казани, памятники Баки Урманче, Карлу Фуксу, Федору Шаляпину и др. Готовятся к отливке памятники великому просветителю Шигабутдину Марждани и первому татарскому композитору Салиху Сайдашеву.

Многоэтажное жилое строительство началось здесь сравнительно недавно, лишь в середине 60-х годов XX века. После возведения наплавного моста через Казанку этот район как бы обрел второе дыхание, и здесь началось строительство элитного жилья по индивидуальным проектам. Напомним, что наплавной мост - любимое детище мэра города Камиля Исхакова - представляет собой 9 соединенных друг с другом металлических барж. Длина моста - 660 и ширина 14 метров. Мост успешно выдержал первое серьезное испытание - ледоход весной 2000 года и помог существенно снизить нагрузку на другие городские дамбы. Время, затрачиваемое автомобилистами, чтобы добраться из старого центра города до новых кварталов, сократилось в несколько раз.

Пока что Подлужная находится как бы на перепутье между трущобным прошлым и светлым будущим. Но пройдет несколько десятилетий, и этот район неузнаваемо преобразится. Прекрасный вид, открывающийся на реку Казанку, удаленность от оживленных магистралей и в то же время близость к центру и удобство передвижения делают его одним из самых перспективных для застройки. На берегу Казанки согласно генеральному плану возникнут городок КГТУ, спортивный комплекс, лодочная станция, яхт-клубы, удобные причалы и базы проката.

Ренат БИКБУЛАТОВ, Рафаэль МУСТАФИН


http://arhiv.vlastdengi.ru/o-nas/2.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:30 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52117
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод10 г., 8 мес. назад  
Практически закончили

Суконная слобода

Своим возникновением Суконная слобода обязана Петру I. Заботясь о развитии промышленности в России, император повелел создать ряд казенных мануфактур для снабжения армии и флота сукном. В 1714 году Петр I основал на Шарной горе (ныне ул. Калинина) шерстяную мануфактуру (суконную фабрику). Там же были построены первые деревянные корпуса. Управляющим фабрикой назначили полковника Грузинского. Около фабрики группировалась вся слободка. Вскоре появились домики и под горой на лугу, ближе к озеру Кабан. Там возникло несколько улиц, которые сохранились до сих пор. Старейшая из них - Шарная гора гордится тем, что никогда не горела, несмотря на частые пожары, опустошавшие Казань.

При суконной фабрике в 1719 году, опять же по указу Петра I, был основан пумповый завод (кожевенное предприятие), который выпускал пумповые кожи для корабельных помп (насосов).

Первое десятилетие работы казенных заводов не увенчалось особыми успехами. Шерсть обходилась казне слишком дорого, а сукна выходили плохими. Приехав в 1722 году в Казань, император лично убедился в этом. Совсем иначе обстояли дела на частной суконной фабрике Ивана Михляева, расположенной в каменном здании под Кремлем (ул.Батурина, 7, сейчас здесь онкологический диспансер).

Убедившись в преимуществах частной инициативы, император передал казенные суконные заводы Ивану Михляеву - сначала в управление, а затем, когда дела сразу пошли в гору, и в личную собственность (Указ от 15 июня 1724 года). В знаменитом письме Петра I Ивану Михляеву в частности говорится:

"Господин Михляев! Мы, ведая доброе ваше состояние, отдаем вам казанский шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и прочими инструментами: только вы приложите свое старание об оном, размножить для своего интереса.

Михляев соединил свой завод с пожалованным и расширил здание суконной фабрики на Шарной горе новыми пристройками. В прежнем здании под Кремлем разместилась городская пересыльная тюрьма.

После смерти И.Михляева в 1728 году суконная фабрика перешла по наследству к его родственнику, купцу Афанасию Дряблову. По документам 1729 года во владении вдовы Михляева Авдотьи Ивановны и Афанасия Дряблова значится селение мастеровых и работных людей площадью 1053 на 533 сажени на берегах Кабана. И тогда же императрица Анна Иоанновна объявила за фабрикой привилегию "поставлять на армию и гарнизон сукно, остальное продавать в империи свободно и невозбранно, так как с других таких же мануфактур продаваема".

Вскоре все основное производство с Шарной горы перенесли во вновь построенное с помощью казны одноэтажное здание, сначала деревянное, а потом и каменное, которое существует до сих пор (ныне ул. Петербургская, бывш. ул.Свердлова, 52). В конце 30-х годов XVIII века здесь выпускали добротные сукна трех цветов: красного, зеленого и синего, для драгунских и солдатских мундиров.

Фабричные корпуса часто горели, но отстраивались вновь. К 1812 году здесь действовали уже 104 стана, на которых работали 1292 работника из приписных и покупных крестьян и 349 - из числа помещичьих крепостных. Годовое производство превышало 100 тысяч аршин сукна.


http://arhiv.vlastdengi.ru/o-nas/2.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:31 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52118
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод10 г., 8 мес. назад  
Бунты суконщиков

Казанская суконная мануфактура просуществовала с 1714 по 1881 год. И все эти годы не прекращалась борьба суконщиков за свои права. Как писал известный краевед Н.Загоскин: "...Для работы на суконных фабриках были приписаны крестьяне - большей частью из лиц, осужденных за разные проступки, которые и образовали первоначальный контингент населения Суконной слободы, всегда отличаясь замечательным свободолюбием, на почве которого неоднократно возникали разного рода движения и столкновения".

Недовольные тяжелыми условиями труда и нищенской оплатой, суконщики неоднократно подавали жалобы на высочайшее имя. А в 1741 году выступили открыто: на три месяца прекратили работу и организовали массовые демонстрации, в которых участвовало более тысячи человек. К выступлению их подтолкнул императорский указ от 1736 года, по которому всем работающим не только на казенных, но и на частных предприятиях запрещалось уходить с фабрики. Таким образом, вольные работники фактически превращались в крепостных. Казанские суконщики заявили, что не желают становиться рабами. Но кнут и палка заставили их смириться - хотя бы на время.

Указом от 1 декабря 1755 года императрица Елизавета Петровна закрепила этот статус, приписав к Казанской суконной мануфактуре 1369 душ некогда вольных суконщиков.

Настроения казанских суконщиков были хорошо известны "мужицкому царю" Емельяну Пугачеву. Вовсе не случайно он решил штурмовать Казань со стороны Суконной слободы. И хотя владелец фабрики Дряблое всячески ублажал своих работников, выдавая им ежедневно вино и калачи, они дружно встали на сторону Пугачева. Восставшие рабочие убили пятерых и ранили 21 мастерового. Один из суконщиков - Андрей Яковлев -стал у Пугачева полковником, другой - писарем. Всего же после осады Казани с пугачевцами исчезли 27 рабочих - суконщиков. Видимо, ушли с бунтовщиками.

После подавления крестьянского бунта Суконная слобода стала своего рода лобным местом. Даже лет десять спустя здесь еще можно было видеть виселицы, на которых казнили бунтовщиков.

До нас дошли многочисленные жалобы и прошения казанских суконшиков, написанные много позднее - в 1820 - 1840-х годах. В 1837 году одних "строптивцев" прогнали сквозь строй, других отдали в солдаты, третьих сослали в Сибирь на вечное поселение. А тех, кто отказался дать подписку в том, что не будет выступать против хозяина, высекли во дворе фабрики. Некоторые из суконщиков, получив до тысячи ударов, скончались на месте.

И только в 1849 году суконщики, наконец, получили волю. Их уравняли в правах с городскими обывателями.
http://arhiv.vlastdengi.ru/o-nas/2.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:31 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52121
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод10 г., 8 мес. назад  
Дань настолько интересная рубрика, сама сижу и часто читаю твои очерки, огромное спасибо!!!!!
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52141
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод10 г., 8 мес. назад  
Я очень рад, что Вам понравилось! Откопал еще много статей, так что, рубрика ещё не закрывается
Юнусовская площадь.

Исхаку Мустафичу Апакову, одному из крупнейших владельцев недвижимости в городе, принадлежала земля в южном углу площади на месте нынешнего «дома Шамиля». Часть ее занимала доходная усадьба. Как уже говорилось, татарский доходный дом середины XIX века - это совершенно своеобразное явление, не известное в истории российской архитектуры. При словах «доходный дом» нам обычно представляется вытянутое здание с рядами одинаковых окон, что-то вроде современных многоквартирных и секционных домов.

Но татарский доходный дом, например дом Апаковых, о котором мы говорим, выглядел совершенно иначе. По внешнему виду его трудно было отличить от обычной купеческой усадьбы. Как и у Юнусовых, здесь был полный набор усадебных «удобств» - службы, кладовые, баня с прачечной в саду. Только Апаковы для жилого дома предпочли образцовый фасад из тетрадей 1841 года с пилястровым портиком, перекликавшийся с их собственным домом, расположенным напротив (ул. Тукая, 73). В этом «особняке» было три квартиры, одна из которых находилась в антресолях, и (главное отличие жилища зажиточных татар!) в каждую из них вели два отдельных входа - мужской и женский. Этот интересный дом сейчас скрыт внутри известного нам дома Шамиля. Апаков пытался изменить характер площади. Он предполагал разместить на своей земле вдоль юго-восточной стороны площади большой деревянный корпус лавок. Для них был использован проект из тетради образцовых фасадов 1841 года издания. Читатель может составить некоторое представление о предполагавшихся здесь торговых рядах, взглянув на первый этаж Казанского гостиного двора на Кремлевской улице (ныне музея). Но здесь фасад из одиннадцати арочных проемов - входов в лавки - был выдержан в новых формах зарождавшейся эклектики.

Проект Апакова получил высочайшее утверждение в столице, но лавки на площади так и не появились. Юнусрвская площадь не стала торговой. Позднее справочник «Казанский календарь» за 1885 год кратко констатировал: «Юнусовская площадь пустует». В докладах городской думы за 1889 год еще раз подтверждалось, что здесь «не существует никаких базаров». Отчего это происходило? Можно предположить, что психологической основой формирования застройки здесь было стремление татар жить обособленно, избежать неконтролируемого вторжения посторонних в жизнь общины. Поэтому, хотя татары и были народом торговым, но в сердце татарской слободы базар с неизбежными толпами самого разного люда был неуместен. Здесь были усадьбы для себя и для сдачи в наем единоверцам.


http://arhiv.vlastdengi.ru/vlast-ili-dengi.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:32 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Вверх

Форум FireBoard. Русская редакция: Adeptus v.2.0