Издревле на этом месте производились суда. Именно это обстоятельство и послужило основанием для учреждения в селе Бишбалта в 1718 году второго в России (после Петербургского) адмиралтейства.
Адмиралтейство - согласно словарю Даля - место и здания, где производятся дела и работы флота; тут верфи, эллинги, доки, мастерские, склады для запасов, иногда и само управление.
Следует особо подчеркнуть, что речные суда в Казани строились и до открытия адмиралтейства. Так, согласно архивным документам в 1710 году из Казани на Балтику отправили иелую эскадру из пяти военных кораблей: "Орел", "Солнце", "Полумесяц", "Северная звезда", "Город Казань". После этого построили еще восемь судов и отправили их для Азовского флота.
По высочайшему повелению
По высочайшему повелению императора Петра I под адмиралтейство отвели часть земель казанского Зилантовского монастыря и селения Бишбалта в устье Казанки. Управляющим делами адмиралтейства тем же императорским указом назначили бывшего казанского воеводу (он правил городом с 1697 года) Никиту Алферовича Кудрявцева (умер в 1728 году). В качестве рабочей силы к адмиралтейству приписали крестьян из окрестных селений, преимущественно татар, чувашей, мэрийиев. К концу XVIII века их общая численность превышала 100 тысяч человек.
Вскоре на берегах Волги и Казанки закипела работа. Лесорубы (их на немеикий лад называли лаш-манами) заготавливали лес. Сплавщики сплавляли его вниз по Волге, возчики доставляли на территорию адмиралтейства, пильщики пилили. На особо иенные породы деревьев ставились специальные клейма, и за их сохранность лаш-маны и сплавщики отвечали головой.
Уже в первый год было построено семь эллингов (строений с наклонным фундаментом (стапелем), в котором закладывается и строится корпус судна), здания строительных и провиантских складов, лесные сараи, казармы, чертежная и шлюпочная мастерские. Одновременно здесь открыли и первую в Казани светскую школу, где учеников учили "иифири и геометрии" - для постройки судов нужны были грамотные мастера и подмастерья.
Территорию адмиралтейства оградили глубоким рвом, наполненным водой. В ров возами сваливали каменную соль. Затем в этой воде замачивались и засаливались дубовые плахи. Канал служил также зашитой от нападения разбойников и частых пожаров.
Начало Адмиралтейской слободы
За пределами адмиралтейства стали селиться чины адмиралтейской службы: корабельные мастера, капитаны будущих судов, провиантмейстеры, писари, солдаты, матросы, ученики и подмастерья. Вот эти строения и послужили началом Адмиралтейской слободы.
Параллельно со строительными работами велось сооружение первых судов. Их спуск со стапелей производился раз в году, в первой половине мая, во время весеннего разлива Волги и Казанки. Эти события сопровождались пышной церемонией.
В мае 1722 года Петр I посетил Казань, осмотрел адмиралтейство и остался доволен ходом работ.
Персидский поход
Через несколько дней после прибытия в город Петр I на кораблях, построенных в Казани, отправился в поход против персидского шаха Гусейна. Судьба 106-тысячного войска в Персидском походе сложилась трагически. В Каспийском мэре флотилия попала в жестокий шторм, разметавший и потопивший небольшие и плохо приспособленные суда. Подавляющее большинство солдат и матросов утонули. На берегу люди тысячами гибли от иинги, голода, недостатка питьевой воды.
Несмотря на это остатки флотилии под руководством Петра 1 сумели захватить Дербентскую крепость и побережье Терека. Позднее (уже после отъезда Петра I) были присоединены города Решт и Баку. В Персидском походе впервые в истории России был поднят адмиралтейский флаг. Он развевался на боевом корабле "Принцесса Анна", построенном в Казани.
Во Славу Российского флота
Казанское адмиралтейство просуществовало с 1718 по 1829 год. За это время здесь было построено более 400 различного типа судов: бомбардирские корабли, фрегаты, корветы, бриги, боты, бригантины и т.д. Макеты этих судов можно увидеть в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Ликвидация адмиралтейства была продиктована тем, что суда спускали на воду только раз в году - во время весеннего половодья. Кроме того, значительных издержек и времени требовала проводка судов от Казани к Каспийскому морю. Вот почему по ини-ииативе командующего Астраханским портом генерал-майора П.Г.Орловского адмиралтейство переместили поближе к морю - в Астрахань.
Но и после ликвидации адмиралтейства в Казани продолжалась заготовка корабельного леса и так называемых пумповых кож. Эти кожи использовались в насосах для откачки воды. Производство кож для насосов существовало в Казани до 60-х годов XIX века.
Традиции казанских судостроителей продолжили зеленодольские мастера судостроения. Только за последние полвека (1949 -1999 годы) здесь построено более тысячи судов различного назначения и вместимости. Сейчас зеленодольиы разрабатывают в своих мастерских проект военно-морского корабля XXI века.
А галеру "Тверь" не уберегли
До 1956 года в Адмиралтейской слободе хранили уникальный памятник русского судостроения - галеру "Тверь", построенную в третьей четверти XVIII века. В 1767 году на ней путешествовала от Твери до Симбирска императрица Екатерина II. После ее отъезда галера осталась в Казани. Она размещалась в специально построенном здании типа эллинга на территории бывших журавлевских казарм недалеко от Петрушкина разъезда.
Это было двенадиативесельное судно длиной 47 и шириной 8 метров, богато обставленное и украшенное позолоченными фигурами. Там же хранился и катер императора Павла I, посетившего наш город в 1798 году. Эти бесценные реликвии сгорели вместе с эллингом от детской шалости с огнем в 1956 году.
http://arhiv.vlastdengi.ru/vlast-ili-dengi.html