Курьёзы в работе и быту

С год назад,ко мне пришел мужчина- колдун,во всяком случае так он себя отрекомендовал.Знаете Оксана,я работаю с миром мертвых и адом,через своего мертвого отца...Правда,я спросила,чем же его мертвый папа,так ему не угодил? Вы не понимаете,ответил он.На днях мне приснился дьявол,он сказал.Куда ты лезешь,еще раз и я тебя размажу.Не знаешь, не имеешь права,не лезь.Нужно,ты знаешь к кому идти.Вот я пришел,давайте вместе работать или проведите меня.Естественно я ответила ему,что это его дьявол,его потребительство и воровство поймано,его воз и ему его везти... ...
Подробнее...
Форум Магия
Добро пожаловать, Гость
Вход или Регистрация    Забыли пароль?
Исчезающая Казань. История Казанских слобод (1 чел.) (1) Гость
Вниз
Сообщения темы: Исчезающая Казань. История Казанских слобод
#52039
Исчезающая Казань. История Казанских слобод6 г., 9 мес. назад  
Пока искал материал, подумал, а почему бы не разместить на нашем сайте и интересные места нашего города? Мне, как человеку прожившему всю жизнь в Казани доставило огромное наслаждение чтение материалов по исчезнувшим ныне слободам города. Интересно сравнивать "что было и что стало"
http://arhiv.vlastdengi.ru/o-nas/2.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:18 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52040
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод6 г., 9 мес. назад  
Начнём с Кировского района.

Казань во все века была крупным торговым портом. С середины XIX века здесь действовали пристани: старая, принимавшая пассажирские и грузовые суда весной - «Бакалда», и новая, летняя - «Устье».

Выстроенная на берегу реки Казанки в Адмиралтейской слободе, Бакалдинскя пристань располагалась от города в пяти с половиной верстах. Примерно на этом месте она находилась с середины XVI века, и почти полтора столетия на ней хозяйничали монахи Зи-лантова монастыря, получившие в 1585 году право взимать с купиов, плывших по Казанке в город, пошлину за провоз груза. Так как земля, на которой построили пристань, принадлежала монастырю, торговые гости выплачивали ему еше один сбор - за возможность выгружать поклажу на берег. Дело в том, что большие суда из-за мелководья по Казанке продвинуться не могли, поэтому купиы на пристани перегружали товар на мелкие суденышки, они и доставляли его под стены крепости.



Со временем Казанка обмелела, и пристань могла действовать с полной нагрузкой только во время весеннего разлива Волги. В XIX веке значительно выросли грузовые и пассажирские перевозки, но на Бакалде из-за недостатка земли не хватало складов; крутой берег нависал над водой, что затрудняло выгрузку товаров. Под угрозой оказались прибыли купцов.

Грузы от пристани в Бакалде приходилось возить подводами по грунтовой дороге.

Вот что писал об этой дороге казанский виноторговеи Кокорев в 1858 году: "Бывало, если приедешь в Казань ночью, со стороны Нижнего... то и сиди тут до утра... Между городом и слободою (имеется в виду Адмиралтейская слобода. - Примечание авторов) пять верст, но это пространство и не думай переехать ночью: ямы, овраги с водой, грязь невылазная..."

О необходимости устройства дамбы и шоссейной дороги от города до пристани речь велась давно. Но вплотную за это взялся только губернатор Сергей Шипов (1789 - 1876). По его проекту в 1842 году началось строительство новой пристани в устье Казанки и насыпной дамбы до города протяженностью в семь верст. По тем временам это было грандиозное гидротехническое сооружение, строительство которого затянулось на семь лет.

Все работы велись вручную грабарями (землекопами) с помо-шью кирки и лопаты. Как писали местные газеты, за эти годы было выкопано, перевезено и уложено 24 тысячи кубических сажен земли, на что потребовалось 83 тысячи дневных рабочих смен. Дамбу сдали в 1849 году. В том же году по краям дамбы высадили деревья, которые своими корнями скрепили склоны.

Сначала дамба была немощеной и не очень высокой. Ее заливало во время весеннего половодья. Но земство (дамбу передали в ее ведомство) позаботилось о ее благоустройстве. По ночам дамба освещалась керосиновыми фонарями, а посередине была устроена полицейская караулка.

С тех пор дамба неоднократно подсыпалась, расширялась. В 1956 году в связи с Большой Волгой на месте старой намыли высокую и широкую дамбу, и она до сих пор служит горожанам под названием Кировской (так как ведет в Кировский район города).

Ренат БИКБУЛАТОВ, Рафаэль МУСТАФИН
http://arhiv.vlastdengi.ru/o-nas/2.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:18 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52041
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод6 г., 9 мес. назад  
Издревле на этом месте производились суда. Именно это обстоятельство и послужило основанием для учреждения в селе Бишбалта в 1718 году второго в России (после Петербургского) адмиралтейства.

Адмиралтейство - согласно словарю Даля - место и здания, где производятся дела и работы флота; тут верфи, эллинги, доки, мастерские, склады для запасов, иногда и само управление.

Следует особо подчеркнуть, что речные суда в Казани строились и до открытия адмиралтейства. Так, согласно архивным документам в 1710 году из Казани на Балтику отправили иелую эскадру из пяти военных кораблей: "Орел", "Солнце", "Полумесяц", "Северная звезда", "Город Казань". После этого построили еще восемь судов и отправили их для Азовского флота.

По высочайшему повелению

По высочайшему повелению императора Петра I под адмиралтейство отвели часть земель казанского Зилантовского монастыря и селения Бишбалта в устье Казанки. Управляющим делами адмиралтейства тем же императорским указом назначили бывшего казанского воеводу (он правил городом с 1697 года) Никиту Алферовича Кудрявцева (умер в 1728 году). В качестве рабочей силы к адмиралтейству приписали крестьян из окрестных селений, преимущественно татар, чувашей, мэрийиев. К концу XVIII века их общая численность превышала 100 тысяч человек.

Вскоре на берегах Волги и Казанки закипела работа. Лесорубы (их на немеикий лад называли лаш-манами) заготавливали лес. Сплавщики сплавляли его вниз по Волге, возчики доставляли на территорию адмиралтейства, пильщики пилили. На особо иенные породы деревьев ставились специальные клейма, и за их сохранность лаш-маны и сплавщики отвечали головой.

Уже в первый год было построено семь эллингов (строений с наклонным фундаментом (стапелем), в котором закладывается и строится корпус судна), здания строительных и провиантских складов, лесные сараи, казармы, чертежная и шлюпочная мастерские. Одновременно здесь открыли и первую в Казани светскую школу, где учеников учили "иифири и геометрии" - для постройки судов нужны были грамотные мастера и подмастерья.

Территорию адмиралтейства оградили глубоким рвом, наполненным водой. В ров возами сваливали каменную соль. Затем в этой воде замачивались и засаливались дубовые плахи. Канал служил также зашитой от нападения разбойников и частых пожаров.

Начало Адмиралтейской слободы

За пределами адмиралтейства стали селиться чины адмиралтейской службы: корабельные мастера, капитаны будущих судов, провиантмейстеры, писари, солдаты, матросы, ученики и подмастерья. Вот эти строения и послужили началом Адмиралтейской слободы.

Параллельно со строительными работами велось сооружение первых судов. Их спуск со стапелей производился раз в году, в первой половине мая, во время весеннего разлива Волги и Казанки. Эти события сопровождались пышной церемонией.
В мае 1722 года Петр I посетил Казань, осмотрел адмиралтейство и остался доволен ходом работ.

Персидский поход

Через несколько дней после прибытия в город Петр I на кораблях, построенных в Казани, отправился в поход против персидского шаха Гусейна. Судьба 106-тысячного войска в Персидском походе сложилась трагически. В Каспийском мэре флотилия попала в жестокий шторм, разметавший и потопивший небольшие и плохо приспособленные суда. Подавляющее большинство солдат и матросов утонули. На берегу люди тысячами гибли от иинги, голода, недостатка питьевой воды.

Несмотря на это остатки флотилии под руководством Петра 1 сумели захватить Дербентскую крепость и побережье Терека. Позднее (уже после отъезда Петра I) были присоединены города Решт и Баку. В Персидском походе впервые в истории России был поднят адмиралтейский флаг. Он развевался на боевом корабле "Принцесса Анна", построенном в Казани.

Во Славу Российского флота

Казанское адмиралтейство просуществовало с 1718 по 1829 год. За это время здесь было построено более 400 различного типа судов: бомбардирские корабли, фрегаты, корветы, бриги, боты, бригантины и т.д. Макеты этих судов можно увидеть в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Ликвидация адмиралтейства была продиктована тем, что суда спускали на воду только раз в году - во время весеннего половодья. Кроме того, значительных издержек и времени требовала проводка судов от Казани к Каспийскому морю. Вот почему по ини-ииативе командующего Астраханским портом генерал-майора П.Г.Орловского адмиралтейство переместили поближе к морю - в Астрахань.

Но и после ликвидации адмиралтейства в Казани продолжалась заготовка корабельного леса и так называемых пумповых кож. Эти кожи использовались в насосах для откачки воды. Производство кож для насосов существовало в Казани до 60-х годов XIX века.

Традиции казанских судостроителей продолжили зеленодольские мастера судостроения. Только за последние полвека (1949 -1999 годы) здесь построено более тысячи судов различного назначения и вместимости. Сейчас зеленодольиы разрабатывают в своих мастерских проект военно-морского корабля XXI века.

А галеру "Тверь" не уберегли

До 1956 года в Адмиралтейской слободе хранили уникальный памятник русского судостроения - галеру "Тверь", построенную в третьей четверти XVIII века. В 1767 году на ней путешествовала от Твери до Симбирска императрица Екатерина II. После ее отъезда галера осталась в Казани. Она размещалась в специально построенном здании типа эллинга на территории бывших журавлевских казарм недалеко от Петрушкина разъезда.

Это было двенадиативесельное судно длиной 47 и шириной 8 метров, богато обставленное и украшенное позолоченными фигурами. Там же хранился и катер императора Павла I, посетившего наш город в 1798 году. Эти бесценные реликвии сгорели вместе с эллингом от детской шалости с огнем в 1956 году.


http://arhiv.vlastdengi.ru/vlast-ili-dengi.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:19 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52042
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод6 г., 9 мес. назад  
Во время своего короткого пребывания в Казани в 1767 году императрица Екатерина II в письме к А.Олсуфьеву писала: "Сей город бесспорно первый в России после Москвы... Во всем видно, что Казань - столица большого царства".

Екатерина II и сама способствовала дальнейшему росту и процветанию города. В частности, своим указом дала жизнь старейшему из пороховых заводов России.

"Быть по сему..."

В мае 1786 года был разработан указ Правительствующего сената о построении в Казани порохового завода для "удовлетворения Сибирского департамента пушечным и мушкетным порохом". В целях безопасности для завода было выбрано место за рекой Казанкой - в юго-западной, в то время совершенно пустынной части города. К постройке завода следовало приступить немедленно и закончить строительство в течение трех лет. На указе имеется собственноручная резолюция императрицы: "Быть по сему".

Одним из руководителей строительства был назначен казанский дворянин, подполковник артиллерии князь Семен Михайлович Баратаев, сын грузинского князя Мельхиседека Бараташвили. Под его руководством на лесистом пустыре поднялись заводские корпуса и уже через два года, 24 апреля 1788 года, завод выпустил первую партию черного пороха.

В следующем, 1789 году С. Баратаев стал губернатором нашего края. Жил он на нынешней улице Лобачевского, которая когда-то в его честь называлась Баратаевской. Заложенный при его участии завод положил начало не только промышленному производству, но и дальнейшему заселению и застройке казанского Заречья.
Казанский пороховой завод. Во славу русского оружия!

Мудрость и дальновидность великой императрицы подтвердились четверть века спустя - во время Отечественной войны 1812 года. Казанский пороховой завод бесперебойно снабжал российское войско всеми видами боеприпасов и во многом способствовал славе русского оружия. Многие заводские мастера, офицеры, солдаты, мастеровые, занятые на производстве пороха, были награждены орденами и медалями.

Казанский пороховой заводИзвестный краевед Н.Загоскин в "Спутнике по Казани" (1895) писал о пороховом: "Завод представляет собой обширную огороженную рощу, по которой разбросаны отдельные фабрики, мастерские и другие заводские здания. Занимаемое заводом место носит в народе наименование городка, и это действительно целый небольшой городок со своим особенным миром, своею особенной администрацией, интересами, злобами дня.

К заводу примыкают две его слободки - "ближняя" и "дальняя". Завод имеет собственное электрическое освещение и конно-железную дорогу, соединяющую отдельные части его. Значительное количество живущих в городке завода офицеров, состоящих на службе при нем, вызвало даже учреждение здесь особого "военного собрания".

Казанский пороховой завод снабжал порохом воинские части, расположенные в Поволжье, Сибири, Средней Азии и на Кавказе. В конце XIX века он освоил производство бездымного пороха, что способствовало его значительному расширению и техническому усовершенствованию. Завод никогда и никому не уступал своей ведущей роли в военном производстве.


Ренат БИКБУЛАТОВ, Рафаэль МУСТАФИН


http://arhiv.vlastdengi.ru/vlast-ili-dengi.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:19 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52052
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод6 г., 7 мес. назад  
Мокрая слобода.

Это название говорит само за себя. В Мокрой слободе среди свалок и болот веками жили наиболее обездоленные, униженные, пришибленные судьбой.

Первое упоминание о Мокрой слободе появляется в Писцовой книге 1646 года. Тогда Мокрая граничила на севере с острожной стеной города и расположенной по соседству Ямской слободой, а на юге - с Рогожским и Прилуцким озерами, районами болот и городских свалок.

В черту города Мокрая слобода вошла только в XIX веке. Тогда здесь были улицы Первая, Вторая, Передняя, Задняя и Поперечно-Мокрые. Ныне это район привокзальной площади, улиц Коротченко, Саид-Галеева и Сакко и Ванцетти.

Если уж Ямская слобода была грязной, то для Мокрой и слов не подберешь. Мусор и навоз здесь издавна не вывозили, а сваливали прямо во дворах. Не вывозили и дерьмо из бесчисленных выгребных ям - просто зарывали. От этого не только земля, но и сами дома этой части города были пропитаны зловонием. Газеты тех лет свидетельствуют, что с солдатами, проходившими по Адмиралтейской дамбе мимо Мокрой, от жуткого зловония случались обмороки.

Красочное описание Мокрой слободы оставил А.М.Горький: "Въезжая улица - это два ряда одноэтажных лачужек, тесно прижавшихся друг к другу, ветхих, с кривыми стенами и перекошенными окнами; дырявые крыши изувеченных временем человеческих жилищ испещрены заплатами из лубков, поросли мохом; над ними кое-где торчат высокие шесты со скворечниками, их осеняет флора городских окраин, населенных беднотою. Мутно-зеленые от сырости окна домишек смотрят друг на друга взглядами трусливых жуликов" ("Бывшие люди" ).
http://arhiv.vlastdengi.ru/mariyskaya-magiya.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:20 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#52053
RE: Исчезающая Казань. История Казанских слобод6 г., 7 мес. назад  
Козья и Гривка.

Гривка и Козья вошли в городскую черту только в 1825 году. Но и после этого они чуть ли не до наших дней оставались типично сельскими поселениями - с одноэтажными избушками, огородами, садами и домашней живностью.

На плане города 1913 года в слободе Гривка обозначены всего две улицы: Большая Гривка и Поперечная Гривка. Ныне к ним прибавилась Односторонка Гривка.

На том же плане в Козьей слободе отмечены несколько улиц, и все - козьи: Большая Козья и пересекающие ее Поперечно-Козья 1-я, Поперечно-Козья 2-я и Задняя Козья. Сегодня это улицы Декабристов и пересекающие ее Чистопольская, Рабочая и Новосельская.

Недалеко от Кизического монастыря до революции располагалась сельскохозяйственная ферма Казанского губернского земства. Одно время управляющим тут был Алексей Агафонович Заболоцкий - отец известного российского поэта Николая Заболоикого. Будущий поэт родился в Казани 7 мая 1903 года, крещен в Варваринской церкви на Арском поле. Здесь Николай Заболоцкий прожил вместе с родителями шесть лет.

Район заречных слободок обживался медленно. Только с 1 сентября 1926 года в Козью слободу начали ходить автобусы. В газетах того времени это событие отмечено особо, так как весной того года весеннее наводнение невиданной силы почти полностью размыло Хижицкую (ныне Ленинскую) дамбу и разрушило Горбатый мост.
http://arhiv.vlastdengi.ru/mariyskaya-magiya.html
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 27.08.2013 01:20 Редактировал .
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Вверх

Форум FireBoard. Русская редакция: Adeptus v.2.0