Митрополит Анастасий разочарован признаниями семинаристов проверяющим из Москвы
Известный православный богослов, протодиакон РПЦ Андрей Кураев предал огласке скандальные события, произошедшие в Казанской духовной семинарии. Кураев опубликовал в своем блоге речь митрополита казанского и татарстанского Анастасия перед семинаристами — на ней владыка устроил разнос воспитанникам, которые сообщили московской комиссии РПЦ, которая приезжала в Казань с проверкой, о домогательствах со стороны проректора по воспитательной работе отца Кирилла (Илюхина). Последний недавно был уволен. В Казанской епархии происходящее считают провокацией, направленной против них и лично против митрополита Анастасия. А диакон Кураев в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» рассказал, что давно был наслышан о своеобразных порядках в семинарии.
«КАК ИУДА ПРЕДАЛ ХРИСТА, ТАК И ВЫ ПРЕДАЕТЕ ИДЕАЛЫ НАШЕЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ»
Несколько недель назад в интернете появились слухи о том, что в Казанскую епархию приехала проверка московской комиссии во главе с отцом Максимом Козловым. Поводом для проверки якобы стало письмо учащихся семинарии — в нем они обвинили в сексуальных домогательствах проректора по воспитательной работе Кирилла Илюхина. По итогам проверки Илюхин был снят с должности. Эта история могла так и остаться в разряде слухов, если бы не диакон Андрей Кураев, рассказавший ее детали в своем блоге. На минувшей неделе он опубликовал в «Живом журнале» выступление митрополита казанского Анастасия перед семинаристами, которое состоялось после отъезда московской комиссии.
По словам Кураева, приехав в Казань, проверяющая комиссия опросила семинаристов, но прежде зачитала тексты самих жалоб. В жалобах двое потерпевших красноречиво описали, как они подверглись сексуальному домогательству со стороны Илюхина. Как оказалось, новостью для студентов это не стало. Диакон сообщает, что 4/5 воспитанников подтвердили не только случаи домогательства, но и описали перед комиссией обстановку в целом — «практически все руководители учебного заведения являются содомитами».
Стенограмма выступления Анастасия выложена в блоге Кураева дословно. Приводим цитаты из нее.
«Я не ожидал, что мы придем вот к такому отвратительному результату, к такому концу, можно сказать концу, потому что то, что вы сделали, это та подлость, которую может совершить человек, каждый человек в своей жизни, — говорил Анастасий. — Но то, что вы стали подписантами, это, можно сказать, было для вас испытанием, первым испытанием в вашей жизни. Или ты человек, или ты просто-напросто такое существо, которое в любой момент из-за каких-то сиюминутных обстоятельств можешь отказаться. Вы будущие пастыри. И вот на будущность пастырей как раз и проверялась ваша личность. Каждый субъект проверялся. Вам дали бумажки, и вы на этих бумажках подписали приговор. Вы думали, что подписали приговор одному человеку, но этот приговор вы подписали мне, подписали отцу Филарету, подписали всему руководству духовной семинарии. Вы, видите ли, не согласны с тем, как ведется здесь внутренняя церковная жизнь».
Анастасий, обращаясь к семинаристам, ругает их за то, что они не сообщали ему о проблеме, которая стала причиной скандала. По словам Анастасия, он «не видел ни устного, ни письменного заявления о том, что кто-то насилует вашу личность, что кто-то повелевает вами, что кто-то вас заставляет пить вино, выезжать куда-то на квартиры или еще чем-то заниматься». Митрополит обижен, что семинаристы долгое время молчали и решили высказаться только во время визита чрезвычайной московской комиссии — им они рассказали «какие пороки присутствуют в нашей духовной школе».
«Это что такое? — продолжает Анастасий. — Вы думаете, что уже власть в свои руки взяли? Что вы здесь уже приняли духовное руководство в духовной школе? Ничего не получится, друзья мои. Будет у нас новый проректор по воспитательной части, который будет предъявлять те требования, которые необходимы для каждой духовной школы.
Я хотел бы вас только об одном спросить: а что же вас заставило, дорогие мои друзья, особенно ту восьмерку (посмотрите: только 27 человек подписались, что они ничего плохого здесь, в стенах духовной школы, не видят, а 36 человек, плюс еще восемь человек, видят здесь бардак, видят, что здесь не знаю что творится). Это ваше общее мнение такое? Я хотел бы услышать хотя бы от этих сорока человек, которые против тех порядков, которые существуют в нашей духовной школе».
«МЫ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ СМОТРИМ НА ТО, ЧТО ПОЛОВИНА СЕМИНАРИИ УЖЕ С БАБАМИ ЖИВЕТ!»
Затем, судя по расшифровке выступления митрополита, Анастасий интересуется, какие есть у смутьянов из числа семинаристов предложения. Упоминается некий Кирилл Дмитриев, который якобы подслушивал разговоры руководителей семинарии под дверью. Анастасий заявляет, что знает, кто высказался за и против, и грозит тем, что отношение теперь будет соответствующее.
«Неужели за все время нельзя было прийти и сказать: «Вот, Владыка, или отец Филарет, вот у меня такие неприятности с отцом Кириллом. Он меня заставляет куда-то ехать на дачу или что-то такое делать», — продолжает разнос митрополит. — А вы что, бессловесные? Значит, вам нравилось ездить? Я видел неоднократно, как вы унижались. Мне стыдно было за вас! За вас, подписанты, когда вы на коленках пол мыли у него (отца Кирилла), в квартире убираете, вот это для вас было приятное такое занятие. Хотя это не входило в ваши обязанности. Вы всей душой служили батюшке, и вдруг против этого батюшки: «Распни, распни его!»
Затем иеродиакон Владимир обрушился с критикой на учащихся семинарии за то, что те занимаются игрой на гитаре, встречаются в воскресной школе с девочками, ходят в бассейн и не посещают церковь.
«Я удивляюсь: какие вы борцы за нравственность?! Видите ли, вас просветили! — поддерживает Анастасий. — А то, что, наверное, половина семинарии уже с бабами сожительствует! Мы ведь потом сквозь пальцы смотрим на то. А если говорят, что у священника должна быть девицей матушка. Какие там девицы? Протертые вдовицы у нас появляются! И все это проходит в нарушение канонических правил: рукополагаем вас потом. И вы, просто-напросто... Слишком много предоставляем вам благ. Ну, естественно, я еще раз хочу поблагодарить вас за тот подарок, который вы мне преподнесли 13 декабря, в день моей архиерейской хиротонии, к 25-летию служения в епископском сане. Поэтому мне следует, наверное, задуматься: наверное, пора уже от семинарии духовной как-то отстраниться, потому что так, с такими чадами духовными, просто неохота, и нет желания ни общаться, ни работать. Так жить дальше нельзя просто-напросто».
WHO IS MR. КУРАЕВ?
Протодиакон РПЦ Кураев — для православного мира личность весьма неоднозначная, его деятельность вызывает самые различные оценки: от наград за миссионерскую деятельность и усилия в деле единения, солидарности и терпимости до обвинений в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов. В частности, муфтий Крыма не так давно обвинил Кураева в разжигании межрелигиозной розни и отрицательных оценок со стороны представителей как православия, так и других христианских конфессий.
В разное время Кураев выступал против концертов Мадонны, суррогатного материнства на фоне появления детей у Филиппа Киркорова и Аллы Пугачевой, неожиданно заступился за участниц группы Pussy Riot, вступив тем самым в очередной раз в конфликт с официальной позицией РПЦ.
Кураев посвятил ситуации в Казанской епархии сразу несколько постов в своем ЖЖ. В одном из них он сравнивает разгорающийся скандал с фильмом «Сомнение». Сюжет ленты таков. Сестра Элозиус, которую играет Мэрил Стрип — суровый школьный директор и ярая защитница монашеских традиций, стоит перед выбором всей ее жизни: или она покажет свой страх и открыто обвинит священника в том, что он домогался до ученика, или же она утаит свои подозрения и сомнения. Это глубокая личностная борьба между сестрой Элозиус и отцом Флинном в конце концов перерастает в вопрос веры и справедливости в тени уединенной, «закрытой» церковной организации.
Кураев проследил и перемещение отца Кирилла после скандала в Казани — по его данным, когда Илюхина сняли с должностей проректора по воспитательной работе и пресс-секретаря митрополита Анастасия, его приняли в штат Тверской епархии на место заведующего кафедрой теологии Тверского государственного университета. Но после того как события, произошедшие в казанской семинарии, получили огласку в сети, Тверская епархия все же не решилась принимать Илюхина на работу. По данным Кураева, бывший проректор семинарии теперь пытается трудоустроиться в «ближнем зарубежье», по некоторым данным, в Казахстане.
«Я И РАНЬШЕ БЫВАЛ В КАЗАНИ И СЛЫШАЛ О ПОРЯДКАХ В МЕСТНОЙ СЕМИНАРИИ И ЕПАРХИИ...»
Газета «БИЗНЕС Online» дозвонилась до Кураева, чтобы узнать, как к нему попали подробности воспитательной беседы Анастасия с семинаристами.
— Диакон Андрей, откуда в вашем распоряжении появилась запись, с которой была сделана стенограмма общения митрополита Анастасия с семинаристами и как вы можете оценить последние события, произошедшие в Казанской епархии?
— Эту стенограмму делали семинаристы, они мне ее и передали. Для меня итоги расследования московской комиссии не были новостью. Я и раньше бывал в Казани, беседовал с местным духовенством и слышал вполне однозначные суждения о порядках в семинарии и епархии.
— Вы сказали, что эта проблема не стала для вас новостью и открытием. То есть семинаристы неоднократно пытались обратить на это внимание. Были попытки придать огласке эту проблему, провести расследование до этого? Почему на это обратили внимание только сейчас?
— До конца я и сам не знаю, почему учебный комитет именно сейчас решил отреагировать на эти горестные письма ребят. Было ли тому причиной увеличение числа жалоб, качество их доказательности или указание сверху наконец-то с этим покончить... Не знаю.
— Эта проблема, о которой рассказали семинаристы, существует только в Казани?
— К сожалению, «голубая ложа» пустила свои метастазы очень широко. Поэтому я и сказал — пусть уволенный проректор выступит в роли «меченого атома»: в каких епархиях он попросит прибежища и будет принят, в таких он явно знает о существовании родных ему душ во власти и ждет от них проявления «голубой солидарности».
— Какая, на ваш взгляд, должна быть реакция на происходящее у РПЦ? Какой она будет?
— Последствия могут быть разными. Может быть, никакой реакции и не будет...
— Даже так?
— Да, и это не самое худшее, потому что может быть выговор отцу Максиму Козлову за то, что он не туда сунул свой нос. Отец Максим тоже рискует.
— Но ведь проверка происходит по чьей-то инициативе «сверху». Это не может быть только воля отца Максима...
— Я никогда не работал в комиссиях учебного комитета, поэтому степень их автономности мне неизвестна. Комиссия не могла приехать в Казань без ведома архиепископа Евгения — это ректор Московской духовной академии, председатель учебного комитета патриархии, а отец Максим является его заместителем. А вот мог ли сам владыка Евгений назначить такую проверку без согласования с патриархом — я не знаю.
— Семинаристы жаловались на домогательства отца Кирилла. Вы писали о нем в своем блоге. Должен и может ли сейчас отец Кирилл оставаться в лоне церкви, продолжать свою работу? Насколько это уместно? Говорят, что он был трудоустроен на место заведующего кафедрой теологии Тверского государственного университета?
— Такие планы были объявлены тверским митрополитом, но потом университет ясно дал понять, что он бы не хотел такого товарища пускать. Так что хотя игумен Кирилл остается пока в Твери и даже служит там вместе с митрополитом, он вряд ли там бросит якорь. Но, поскольку речь идет о некоем лобби, я не сильно переживаю по поводу трудоустройства этого товарища.
— Что это за лобби? Что ее объединяет?
— Знаете, есть такая песенка: «Снятся людям иногда голубые города, соберутся дапирасы и уедут навсегда»? Беда в том, что они как раз не собираются никуда уезжать...
http://arhiv.vlastdengi.ru/o-nas/2.html